Уголок старины глубокой

 

 

Своеобразная материальная и духовная культура сложилась в Пермском крае. Она впитала все самое ценное из культур народов Прикамья: русских, коми - пермяков, татар, удмуртов, ханты, манси, марийцев, башкир и др.

 

Чтобы сохранить традиции этих народов, не растерять истоков было решено создать в здании ДК музейный уголок, посвященный быту народов Прикамья (конец XIX - вторая половина XX века). 

 

Решение создать музейный уголок возникла в 2007 году. 2 декабря, в день рождения Пермского края состоялась его презентация. Экспонаты собраны детьми и взрослыми села Н.Козьмяш, д.Бараново и д.В.Козьмяш. Вдохновителем является Саранина Надежда Анатольевна.

 

Сегодня экспозиция насчитывает около 100 экспонатов, которые разместились на стенде и витрине.

Чрезвычайно важным предметом прядения в домашних условиях являлись прялки. На Среднем Урале их называли прясницами. В нашем музее есть "составная" прялка, у которой сиденье и ножка с лопастью готовились отдельно, и цельная.

 

Крупные центры производства точеных составных прялок возникли по реке Обве в Пермском уезде и по реке Сылве в Кунгурском уезде. Обвинские прялки вырезались изящными и покрывались масляной краской. Лопасть с общих сторон украшалась цветочной росписью.

 

Кунгурские прялки, имели толстую ножку и массивную лопасть с сережками. Их целиком раскрашивали, покрывали мелкими цветочками. Наибольшее распространение получил вид прядения на веретене.

Название музейного предмета (рус. и нац.):     Самопрялка-«стояк».
Автор, изготовитель:  Не установлен.
Место изготовления:  д.Бараново.
Использование:  Для изготовления шерстяной и льняной пряжи.
Датировка:  Нач. ХХ в.
Материал:  Дерево, металл.
Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Состоит из прямоугольной подставки на фигурных ножках, стояк – из двух вертикальных стоек с прядильным прибором сверху в виде рогульки с металлическими крючочками и двух катушек и колеса из сплошного куска дерева, которое приводится в движение шатуном с педалью.
Техника:  Кустарная работа.
Размеры:  Ширина – 47 см; высота – 102 см.
Сохранность:  Мелкие сколы на подставке, царапины на всех деревянных деталях.
Источник и время поступления в музей:   Получен в дар  21.11.2009 от Аликиной А.П. (1928 г.р.) д.Бараново

Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна 

Инвентарный номер:  

 Дополнительная информация:  В конце 19 века в центральной части Среднего Урала распространяются самопрялки. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Сначала их завозили из Вятской губернии, а потом стали делать местные кустари по заказу и для продажи. Русским знакомы были 2 вида самопрялок. Это стояк и лежак. Предпочтение отдавали стояку, имеющему вертикальную конструкцию, благодаря которой прядильный прибор находился не сбоку, а выше колеса.

Веретена точеные(14 ед)

Датировка: начало-середина XX в
Материал: дерево
Размер: 28-35 см.
Краткое описание предмета: Точеная конусообразная палочка с бородкой на утолщенном конце, конец имеет завершение в форме цилиндра. Может быть украшена параллельными опоясывающими вдавленными полосами, цветными полосами
.

Процесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избе. Ткачество повсеместно осуществлялось на станке, называемом кроснами. Основу кросен составляла рама, имеющая передние ноги с пришвицей и два задних стояка с навоем. Чаще всего в кроснах украшали блоки и набелки. На них иногда изображали солнечные розетки, древо жизни, фигуры конских голов. Один конец основы (ниток) превращавшийся в ткань закрепляется на пришвице, а другой закрепляется на навое.

 

Во время ткачества, когда приводили в движение подножки, образовывался зев для прохода челнока, и закреплялся к пришвице с помощью берда. Полностью ткацкий станок разместить в помещении нет возможности, но есть его составные части.

 

На ручных деревянных станках ткали холсты, пестреди, сукно, узорные ткани, которые шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п. Домашнее ткачество было исключительно женским занятием. В экспозиции представлены половики, изготовленные на ткацком станке.

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные холсты из льна и конопли, узорные льняные пестряди и набойки. 

 

Рубаха украшена вышивкой с геометрическим и растительным рисунком. Такая вышивка носила обереговый характер.

 

Обязательной деталью как мужского и женского костюма были пояса. Пояс играл роль не только как часть традиционного костюма, но и как оберег. Женщины завязывали пояс на левой стороне, мужчины на правой.

 

В СДК есть костюмы, сшитые в традициях Прикамья.

 Название музейного предмета (рус. и нац.):     Прялка.
 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  д.Бараново

 Использование:  Для изготовления пряжи из льна и шерсти.
 Датировка:  ХIХ в.
 Материал:  Дерево.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Состоит из широкой лопасти на узкой резной ножке, которая под прямым углом переходит в донце. резьбу на лицевой и оборотной сторонах в виде солярных знаков.
 Техника:  Резьба.
 Размеры:  Высота – 74 см; длина – 47 см; ширина лопасти – 20,5 см.
 Сохранность:  Многочисленные царапины.
 Источник и время поступления в музей:  Дар жительницы д.Бараново Сараниной Л.Г. 2007 г.

 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

 Инвентарный номер:  

 Дополнительная информация:  Художественной особенностью предмета является  резьба.

Тюрик

Выполнен из дерева

Приспособление для намотки ниток.

Надевается на «бабу»

Дата изготовления, место и автор неизвестны.

Сведения о получении неизвестны.

 

ИЗ словаря ДАЛЯ:

ТЮРИК вост. и сиб. тюряк, тюрячок (от турить, гнать?) турачка и арх. турачек, мотушка, кубышка (лубочная, гнутая, или дуплянка) на оси, которую быстро вертят, погоняя ладонью, и наматывая на ее пряжу с воробьев.

Название музейного предмета (рус. и нац.):    Скально.
 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  Нижний Козьмяш

 Использование: : Для приготовления нитей утка, перематывания на цевки.
 Датировка: неизвестна

 Материал:  Дерево, металл.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Состоит из деревянной цилиндрической подставки, двух металлических штырей с загнутыми в кольца верхними концами, в кольца вставлен штырь в форме веретена. С одной стороны штыря прикреплен плоский металлический круг с перекладиной в центре.
 Техника:  Кузнечная работа.
 Размеры:  Длина – 43 см; ширина – 13 см; высота – 17 см.
 Сохранность:  На дереве многочисленные трещины, металл коррозирован.
 Источник и время поступления в музей:  Неизвестно

 Ф.И.О. собирателя: Саранина Надежда Анатольевна

 Инвентарный номер:  

 Дополнительная информация:  Форма и технологии характерны для центральных губерний России, что свидетельствует о географии выхода переселенцев-сибиряков (Вологодская, Калужская, Ярославская губ.)

Щеть

Выполнен из дерева и металла

Приспособление для чесания льна

Дата изготовления, место и автор неизвестны

Сведения о получении неизвестны

Бёрдо

Выполнен из дерева

Для ткачества половиков

Дата изготовления, место и автор неизвестны.

Получен в дар  21.11.2009

от Вшивковой Л.Г., 1945 г.р. д.Бараново

Название музейного предмета (рус. и нац.):     Станок ткацкий «кросна».
 Автор, изготовитель:  неизвестен

 Место изготовления:   
 Использование:  Для изготовления грубого домашнего полотна и половиков.
 Датировка:  
 Материал:  Дерево, металл.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Представляет собой широкую двойную раму, на стойках которой закреплены передний и задний навои (навой и последник). В склошни рамы вставлен поднебник, на который подвешены пара нитченок и бердо в прибое. Внизу помещаются подножи – пара педалей, связанных с нитченами. Напротив переднего навоя располагалось рабочее место ткачихи.
 Техника:  Столярная обработка дерева, крепление составных деталей на гвоздях.
 Размеры:  Высота – 170 см; длина –152 см; ширина – 127 см.
 Сохранность:  Трещины от высыхания дерева, общее полевое загрязнение.
 Источник и время поступления в музей:  .
 Источник и время поступления в музей:  .
 Инвентарный номер:  .
 Дополнительная информация: 

В качестве материала для изготовления обуви использовали шкуры животных, дубленую кожу, реже мех. Распространенной обувью были коты, их носили как мужчины, так и женщины в будни и праздники. К ним пришивали ушки, чтобы привязывать к ноге веревкой.

 

Жители деревень, да и почти весь небогатый люд городов носили лапти, сплетенные из древесного лыка. С лаптями носили онучи, длинные узкие полоски ткани, ими оборачивали стопу и голень до колена и поверх обвивали ногу крест на крест длинными шнурками - гасниками. Онучи делали только из среднего холста белого цвета.

 

Широко использовали наши предки плетеные изделия из лыка для различного назначения. Это и дорожные сумки, пестери, солонки.

Чашка хлебопечная плетеная.
Приспособление для формирования хлеба перед выпечкой, застилалась тканым материалом.
Датировка: Дата изготовления, место и автор неизвестны.
Найдена  21.11.2009 в доме Митрофановых д.Бараново

Материал: Выполнена из ивовых прутьев
Размер: диаметр - == см, высота - ==см
Сохранность: следы жучка, деформирована

Лапти
Датировка: первая треть ХХ века
Дата поступления: 2007 год
Материал: лыко
От кого поступил: куплен

Размер: длина 26 см
Сохранность: отличная.
Краткое описание предмета: косого плетения на прямую колодку с оборами.

 Название музейного предмета (рус. и нац.):     Пестерь.
 Автор, изготовитель:  

 Место изготовления:  д.Бараново

 Использование:  Для транспортировки ягод, грибов и другой поклажи.
 Датировка:  20-й век

 Материал:  Лыко.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Сплетен из двух полос широкого лыка, в два слоя.
 Техника:  Плетение.
 Размеры:  Высота – 47 см; длина ремня – 52 см; диаметр кошевы – 26 см.
 Сохранность:  потерта, разрыв 
 Источник и время поступления в музей:  Найден в заброшенном доме Митрофановых, 21.11.2009 г.
 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

Дополнительная информация: Пестерь в крестьянском обиходе – ёмкость для переноски ягод, грибов, орехов и т.д. прямоугольной формы, выплетенная из полос бересты в технике косого или прямого плетения. Пестери брали с собой, отправляясь на покос, на охоту или рыбную ловлю.

Русские крестьяне в середине 19 начале 20 века на среднем Урале пользовались в основном плетеной деревянной и керамической посудой собственного изготовления. Так, например, перед тем как начать выпечку хлеба, тесто растаивали в круглых и глубоких плетеных чашах - корноватках, заготовленное для выпечки тесто раскладывали на чисто выметенный под русской печи деревянной лопатой. Такой хлеб называли подовым.

 

Долбленая, токарная, бондарная посуда выполнялась самыми старинными приемами. Из березовых наростов вырезали чашки, ковши, блюда, солонцы, ложки, часто при украшении посуды использовали мотивы животного мира. Считалось, что такая посуда будет служить оберегом от нечистой силы.

 

Разнообразной по форме и назначению оставалась бондарная посуда. Бочки, кадки, лагуны, ушаты, ведра, жбаны, квашенки, лохани набирались из узких дощечек и закреплялись снаружи черемуховыми обручами. Их делали с вставным дном на ножках с крышками и носиками для слива. Бондари-посудники пользовались большим уважением на деревне.

Туес- крестьянская утварь для хранения и переноски сыпучих продуктов, для сбора ягод, грибов орехов. Стенки туеса были двойными. Внутреннюю стенку делали из «сколотня»- берестяного цилиндра, снятого целиком с обрубка берёзы. Внешнюю стенку выполняли из прямоугольного пласта бересты, который накручивался и сшивался лыком или соединялся в замок поверх сколотня.

 

Широко использовали наши предки бересту, из которой изготовляли туеса. Интересно, что форма туеса у всех народов одинакова, различен только способ соединения наружного слоя бересты.

 

В северном Прикамье соединяли преимущественно в замок - при помощи вырезов, а в Южном Прикамье сшивали корнем.

 

Туеса делали повсеместно, но были на среднем Урале два крупных центра, где их украшали по-особому. В деревнях Чусовской волости Пермского уезда ежегодно изготовлялись до 100 тысяч туесов с тесненым орнаментом, а под Нижним Тагилом в Верхотурском уезде до 25 тысяч - расписными.

 

 

 

 

Керамическая посуда являлась продукцией местных гончаров. Это корчаги, горшки, чашки, латки, топники. Керамическая посуда широко применялась как для приготовления пищи, так и для ее приема.

Чугунок традиционной формы (6 ед).

Датировка: середина ХХ века
Материал: металл
Размер: высота 14 см, диаметр верха - 15 см
Сохранность: коррозия, на дне сквозное отверстие.
Краткое описание предмета: есть заводское клеймо

Название музейного предмета (рус. и нац.):     Рукомойник.
 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  Урал.
 Использование:  Домашняя утварь, для умывания лица и рук.
 Датировка:  ХIХ в.
 Материал:  Металл.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Состоит из сосуда с носиком и подвижной петлевидной ручки.
 Техника:  Мелкокустарное производство.
 Размеры:  Высота – 32 см; диаметр – 17 см.
 Сохранность:  Царапины, пятна.
 Источник и время поступления в музей:  
Источник и время поступления в музей:  Найден в заброшенном доме Азановых, 1995 год
 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

Дополнительная информация: 

Корчага с поливой.

Датировка: начало ХХ века
Дата поступления:

От кого поступил: 
Материал: глина
Размер: высота - 29 см, диаметр - 24 см
Сохранность: сколы, трещины по верху, стянута проволокой.
Краткое описание предмета: цвета охры, с геометрическим орнаментом по верху тулова. Тулово расширяется круто к верху. Изготовлена на гончарном круге

Корчага с оливковой поливой внутри.
Приспособление для хранения продуктов

Датировка: Дата изготовления, место и автор неизвестны.

Дата поступления: 2009

От кого поступил:Найдена  21.11.2009 в доме Митрофановых д.Бараново

Материал: Выполнена из глины и обмотана берестой
Размер: высота - 26 см, диаметр - 29,5 см
Сохранность: сколы, утрата поливы,

Краткое описание предмета: Тулово слегка расширяется кверху, заканчивается венчиком, отогнутым наружу. Изготовлена на гончарном круге. Обмотана берестой.

Название музейного предмета (рус. и нац.):      Рыльник.
 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  Крутинский р-н Омской обл.
 Использование:  Для кипячения воды в русской печи.
 Датировка:  

 Материал:  Глина (керамика).
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Тулово овальной формы. Горловина широкая, с прямым венчиком. Сливник цилиндрического сечения, расположен на плечиках сосуда. В горловине за венчиком имеется выступ для крышки.
 Техника:  Гончарное производство. Полива. Обжиг.
 Размеры:  Высота – 35 см; диаметр – 30 см; толщина стенок – 8 мм.
 Сохранность:  Значительные утраты фрагментов керамики в нижней части сосуда вследствие термического воздействия.
 Источник и время поступления в музей: Найден  21.11.2009 в доме Митрофановых д.Бараново 

Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

 Инвентарный номер:  
 Дополнительная информация:  Представляет редкую форму сосуда. Чаще сливник делали не в виде носика, а в виде слива-рыльца.

РЫЛЬНИК (ТОПНИК, МАСЛЕНКА, ТОПУШКА). Сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик — «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова — длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

 

Сельница

Плоская чаша для кухни

Выполнена из дерева

Дата изготовления, место и автор неизвестны.

Получен в дар  от Шакировой К., 1928 г.р.

с.Н.Козьмяш

Название музейного предмета (рус. и нац.): Ведро.

 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  д.Бараново

 Использование:  для хранения или переноса жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов

 Датировка:  неизвестно.
 Материал:  Дерево.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Имеет цилиндрическую форму, два ушка, одно из них сколото.

 Техника:  
 Размеры:  Длина – 42 см; диаметр – 6 см.
 Сохранность:  Хорошая.
 Источник и время поступления в музей:  Найден  21.11.2009 в доме Митрофановых д.Бараново
 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

Дополнительная информация:  Вёдра в русской деревне были деревянными- собранными из клёпок (дощечек) или цельнодолблёными из осины, ели, сосны. Древесина этих деревьев славилась лёгкостью и влагоустойчивостью.

Название музейного предмета (рус. и нац.): Скалка.

 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  д.Бараново

 Использование:  Для раскатывания теста 

 Датировка:  Кон. ХIХ век.
 Материал:  Дерево.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Имеет цилиндрическую форму, по краям – ручки. 

 Техника:  Резьба.
 Размеры:  Длина – 42 см; диаметр – 6 см.
 Сохранность:  Хорошая.
 Источник и время поступления в музей:  Найден в заброшенном доме Азановых, 1995 год
 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

Дополнительная информация: 

Название музейного предмета (рус. и нац.): Кадка.

Автор, изготовитель:  Не установлен.
Место изготовления:  д.Бараново

Использование:  Для хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов

Датировка:  ХХ век.
Материал:  Дерево.
Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Имеет цилиндрическую форму. 

 Техника:  Бондарская
 Размеры:  .
Сохранность:  Хорошая.
Источник и время поступления в музей:  ССемья Сараниных, д.Бараново

Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

Дополнительная информация: Кадушка (кадка, кадь) – бондарное изделие для заготовки впрок солений, квашений, мочений. Они изготавливались бондарями из клёпок (досочек), стянутых обручами, и представляли собой усечённый конус или цилиндр, иногда поставленный на три ножки, являвшиеся продолжением клёпок. Материал клёпок – сосна, липа, дуб. Обручи делали из ветвей ивы, сирени, черёмухи, орешника.

В русских деревнях были распространены главным образом деревянные бочки и бочонки бондарной работы. Это ёмкость закрытого типа для транспортировки и хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов. Назначение бочки определяло выбор дерева, из которого её изготавливали.

Ступа- крестянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Оконечность песта нередко обивали железом для утяжеления.

XIX век. Тверская губерния.Старицкий уезд. Корыто выдалбливали из половины ствола дерева, преимущественно липы или осины. В крестьянских хозяйствах всегда было много корыт разных размеров: от самых больших до 2 м., до малых, длиной 30-40 см. Корыто- это хозяйственная утварь самого разнообразного назначения: для стирки белья, купания детей, рубки капусты, кормления скота и птицы. Грубо обработанные, массивные корыта назывались колодами.

Название музейного предмета (рус. и нац.):     Рубель.
 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  Не установлено.
 Использование:  Для глажения белья в крестьянских семьях.
 Датировка:  неизвестна Материал:  Дерево.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  В виде деревянного бруска с ручкой. Нижняя часть – с параллельными зубцами. 

 Техника:  Выемчатая резьба.
 Размеры:  Длина – 52 см; ширина – 9 см; толщина – 2,8 см.
 Сохранность:  Потертости верхнего слоя дерева.
 Источник и время поступления в музей: Получен в дар  21.11.2009 от Аликиной А.П., 1928 г.р. д.Бараново

 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

 Инвентарный номер:  

 Дополнительная информация:  Рубель использовался для разглаживания — «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

Название музейного предмета (рус. и нац.):     "Кочедык", "Кочеток".
 Место изготовления:  Не установлен.
  Место изготовления:   Не установлено.
  Использование:   Инструмент для плетения изделий из бересты и лыка.
 Датировка:   Первая пол. ХХ в.
 Материал: Металл, дерево.
  Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):   Состоит из металлической рабочей части и деревянной ручки. Рабочая часть изготовлена из овального напильника, изогнута в виде буквы "S". Ручка вырезана из цельного куска дерева. Ручка имеет утолщение к торцу и пазы для удобства держания.
 Техника: Ковка, слесарная обработка. Резьба по дереву.
 Размеры: Длина - 19 см; толщина (диаметр ручки) - 4 см.
  Сохранность:   Коррозия металла, общее полевое загрязнение.
  Источник и время поступления в музей:   Найден  21.11.2009 в доме Митрофановых д. Бараново

  Ф.И.О. собирателя:   Саранина Надежда Анатольевна

  Инвентарный номер:  

  Дополнительная информация:   

Название музейного предмета (рус. и нац.):    Чекмарь.
Автор, изготовитель:
  Не установлен.
Место изготовления:  д.Бараново

Использование: : Для битья печей 

Датировка:  Нач. ХХ в.
Материал:  Дерево.
Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Сделан из ствола дерева с крепким сучком, дерево заостряется в виде конуса.

Техника:  Кустарная работа.
Размеры:  

Сохранность:  Трещины на ручке.
 Источник и время поступления в музей: Получен в дар  21.11.2009

от Аликиной А.П., 1928 г.р. д.Бараново

Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

Инвентарный номер:  
Дополнительная информация: 

ЧЕКМАРЬ — (тюрк. coqmar)  Колотушка, долбня (к-рой трамбуют землю, мнут глину и т. п.). "дубина, палица", башк. sukmar, тат. cukmar

 Название музейного предмета (рус. и нац.):    Цеп.
 Автор, изготовитель:  Не установлен.
 Место изготовления:  д.Бараново

 Использование: : Для молотьбы зерновых культур.
 Датировка:  Нач. ХХ в.
 Материал:  Дерево, кожа.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Состоит из ручки и рабочей части, соединенных кожаным ремешком. Ручка длинная, круглая в сечении, в верхней части – головка с двумя круговыми бороздками. Через верхний конец перекинута ременная петля. К ней на ременной петле крепится рабочая часть в виде круглой в сечении палки.
 Техника:  Кустарная работа.
 Размеры:  Длина ручки – 169 см; диаметр – 1,0–1,3 см; длина рабочей части – 76 см; диаметр – 1,1–1,2 см.
 Сохранность:  Трещины на ручке.
 Источник и время поступления в музей:  Найден в заброшенном доме Митрофановых, 21.11.2009 г.
 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

 Инвентарный номер:  
 Дополнительная информация:  Молотьба цепами была наиболее распространенным способом обмолота в XIX в. и в период индивидуального крестьянского хозяйства до 30-х гг. ХХ в.

Название музейного предмета (рус. и нац.):     Колодка для валенок Автор, изготовитель:  Саранин А.И.

 Место изготовления:  д.Бараново

 Использование:  Для изготовления валенок. Принадлежность пимокатного промысла.
 Использование:   ХХ в.
 Материал:  Дерево.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Колодка состоит из четырех частей. Две части – с овальными продольными сторонами и прямоугольным клином между ними. Четвертая часть повторяет форму носка валенка. Передняя часть имеет выемку для упора носка.
 Техника:  Кустарная работа.
 Размеры:  Высота – 38 см; ширина – 8,2 см.
 Сохранность:  Потертости поверхности дерева. На задней части – ходы – следы жука дровосека. На головке носка – продольная трещина.
Источник и время поступления в музей:  2007 г. от семьи Сараниных, д.Бараново

 Ф.И.О. собирателя:  Саранина Надежда Анатольевна

 Инвентарный номер:  

 Дополнительная информация:  Использовался для раскатывания или посадки валенков под нужный размер.

 Название музейного предмета (рус. и нац.):     Весы плечевые.
 Автор, изготовитель: .
 Место изготовления:  Урал.
 Использование:  Для взвешивания товаров в домашнем хозяйстве или купеческих лавках.
 Датировка:  ХIХ в.
 Материал:  Металл, бронза.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):  Состоит из рычага (коромысла) в виде пластины с крючками на концах, к ним на длинных цепях подвешены две круглые чаши.
 Техника:  Фабричное изготовление.
 Размеры:  Длина рычага – 44 см; ширина – 3 см; длина цепей – 63 см; диаметр чаш – 22 см.
 Сохранность:  Местами пятна коррозии.
 Источник и время поступления в музей:  

 Ф.И.О. собирателя:  .
 Инвентарный номер:  .
 Дополнительная информация:  .

Название музейного предмета (рус. и нац.):     Утюги.
 Автор, изготовитель: .
 Место изготовления:  Урал.
 Использование:  Для глажения

 Датировка:  неизвестна

 Материал:  Металл.
 Краткое описание (форма, сост. части, орнамент):   Техника:  Фабричное изготовление.
 Размеры:  
 Сохранность:  коррозия.
 Источник и время поступления в музей:   неизвестна

 Ф.И.О. собирателя: Саранина надежда Анатольевна .
 Инвентарный номер:  .
 Дополнительная информация: Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

Чугунная гиря 20 фунтов (8 кг.190 гр.) Основной материал для изготовления старинных гирь- это чугун. В XVII- XVIII вв. форма представляла собой как правило восьмигранный колокол. Их отливали в земляных опоках. Позже вошли в обиход шарообразные пузатые гири. Для контроля за точностью веса и единообразием такие чугунные гири клеймили («орлили»). До принятия метрической системы в 1918г. старинная мера веса была -торговый фунт ( 1 фунт = 409,51 гр. ).

Серп

Выполнен из металла и дерева

Для срезания травы

Дата изготовления, место и автор неизвестны.

Получен в дар  21.11.2009

от Аликиной А.П., 1928 г.р. д.Бараново

Одно из первых изобретений, которые привели к созданию калильной лампы, принадлежит швейцарцу Эми Арганду получившему патент на своё изобретение в Лондоне в 1784г. Только в 1850 году была изобретена технология разделения легких и тяжелых нефтяных фракций, благодаря чему появился керосин и лампы стали выпускать в промышленных масштабах. Официально, керосиновая лампа была изобретена во Львове в 1853г.

Деревянные фонари, в отличие от более поздних керосиновых ламп и металлических фонарей, имели более широкое распространение по деревням России. Это было обусловлено как дешевизной изготовления, так и простотой конструкции. Любой крестьянин в свободные зимние вечера мог сделать два-три фонаря для нужд своего хозяйства.

Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»