Территория праздника

 

  

 

   Территория праздника

 

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

 

Основными  событиями  народного  календаря,  к  которым  приурочены  обычаи и  обряды  русских,  коми-пермяков  и  коми-язьвинцев    народов,  живших  на  территории Пермского края — издревле были христианские  праздники  и  связанные  с  ними периоды.

Магические обряды и ритуальные действа начинали совершать в кульминационные моменты природы — с зимнего солнцеворота, о котором говорили: «Солнце на лето» (22 декабря). Особо отмечались знаковые моменты в истории жизни Христа: Рождество и Крещение, а также дни святых, приходящихся на этот период.

 

С ПУСТЫМИ РУКАМИ НЕ ВХОДИТЬ

 

Множество примет, связанных с погодой, урожаем и личной жизнью, было приурочено к рождественско-новогоднему циклу.

Например, если на Рождество небо оказывалось в звездах, следовало ожидать хорошего урожая. В деревнях пекли сочни с конопляным семенем и ходили по улицам с огнем. Девушки клали сочни за пазуху, выходили рано утром на улицу и загадывали желание. Если навстречу попадал семейный человек, то вскоре можно было рассчитывать на собственную свадьбу. Встреча с солдатом не радовала: будущий муж будет сердитым.

 

Хождение с сочнем и огнем в Рождественский сочельник, который близок ко дню зимнего солнцеворота, указывает на связь этого обряда с языческим солярным культом, от которого всегда ожидали многого и, прежде всего, хорошего урожая. Сохранялась вера в особую магию почина, первого дня обряда. В день почина стремились обильно поесть и задобрить кормами животных. Очевидно, поэтому и пошла примета: счастье приносит тот, кто войдет в дом не с пустыми руками.

 

Отражением магии почина как доброго пожелания является рождественский и новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводился к пожеланию здоровья, обильного плодородия земли и домашнего скота. Обычай этот имеет много общего у всех славянских народов. Песни, которые исполнялись, назывались колядками, а обряд — колядованием. В Пермском крае слова «коляда», «колядование» мало кто знал: колядки были заменены на песни с припевом «виноградье, красно-зеленое мое», отчего они получили наименование виноградье. Отсутствие колядования — результат борьбы официальной церкви с местными дохристианскими культами. В Пермском крае в Рождество ограничивались исполнением известного по всей России рождественского тропаря: «Рождество твое, Христе Боже наш…»

 

Этот обряд называли «славить». Славильщики обходили дома, пели тропарь и получали угощение — шаньги, печенье в виде птиц и коней, металлические деньги. В обходе домов принимали участие не только взрослые, но и дети, которые пели частушки с шутками и просьбами подать угощение.

 

СУЖЕНЫЙ-РЯЖЕНЫЙ, ПРИДИ КО МНЕ НАРЯЖЕНЫЙ

 

Период между Рождеством и Крещением — с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января — наполнялся святочной обрядностью: начинались гулянья ряженых, гадания, приготовление ритуальной пищи, увеселения.

 

Рядились в одежду другого пола: мужчина — в женскую одежду, женщина — в мужскую. Рядились стариками и старухами, рыболовами и коновалами, лешими и колдунами. Для переодевания использовали тулупы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, старую одежду, что символизировало идею обновления жизни и преодоление смерти. Лицо красили, закрывали редкой тканью, иногда надевали маски.

 

Судя по воспоминаниям старожилов, обязательно кто-нибудь наряжался медведем, козой, гусем. Обрядовое преображение в животных должно было обеспечить немалое благоденствие в жизни. Ряженые обходили дома, разыгрывали ритуальные сцены сватовства, женитьбы, но более всего смеялись, плясали под гармошку или колокольчики, мазались сажей из печных труб. Эти традиции и сегодня продолжают жители сел и деревень края.

 

ПЕТУШОК, СКАЖИ,  КОГДА ЗАМУЖ ПОЙДУ

 

Многие гадания предполагали вызывание зрительных образов. Девушки пытались рассмотреть жениха в зеркале, воде или во сне. Кольца опускались в воду, гребни и ключи клали на ночь под голову.

 

Разнообразными были гадания по звукам. Выбегали на перекресток, ухом припадали к земле, снегу и прислушивались. Место для слушания часто очерчивалось банным ожегом — палкой, которой мешали угли в каменке-печи. Невесту ожидала дорога в ту сторону, откуда доносились звуки. Лай собаки и звуки колокольчиков предвещали замужество, а плач — горе.

 

Для гадания собирались под окнами. Если слышалась музыка, то в доме должна состояться свадьба, если стук топора — похороны. Если в доме говорили о хлебе, то год следовало ожидать плодородным, сытым; про покойников — должен кто-то умереть.

 

Наливали в ложку воду и выносили на мороз: если появлялось углубление — к смерти, бугорок — к продолжению жизни, предстоящей беременности.

 

Незамужние девушки садились у окна в доме и прислушивались: если проходили под окнами с шумом, то жизнь предстояла веселой, а если тихо — жених может попасть бедным.

 

Еще одно гадание девиц на выданье называлось «дрова воровать»: подбегали к соседской поленнице, хватали первое попавшееся полено, а потом рассматривали его: окажется сучковатым — муж будет с тяжелым характером; гладким — покладистый.

 

Бросали валенок за ворота: в какую сторону падал носком, туда и замуж предстояло выйти.

 

На ночь вывешивали полотенце с улицы у окна. Если вскоре полотенце становилось мокрым — «суженый вытерся», быть в этот год девушке замужем, а когда оставалось сухим, то замужество не предполагалось.

 

Заносили в горницу петуха. На пол насыпали кучки зерна, рядом ставили чашку с водой и зеркало. Чью кучку зерна петух начинал клевать, та раньше должна была выйти замуж.  

Если петух водил клювом по зеркалу, то муж мог попасть щеголеватый; если пил воду — попадется муж-пьяница.

 

На Святки в обычае у молодежи были посиделки (вечерки, беседки). Чаще всего они проходили в избе. Здесь пели, играли, плясали, заводили знакомства, порой завершающиеся свадьбами. В ряде мест молодежь совмещала развлечения с работой — девушки пряли, парни изготавливали деревянную посуду, шили обувь.

 

СМЫТЬ ГРЕХ ДА СЫГРАТЬ СВАДЬБУ

 

Крещение (Богоявление), накануне которого завершался святочный период, — чисто христианский праздник, но у населения Пермского края он сопровождался языческими традициями.

 

Накануне пекли обрядовое печенье в виде коней, коровок, птиц, носившее общее название козульки. Им угощали всех пришедших в дом. Ранее оно служило оберегом, так как время перед Крещением считалось наибольшим разгулом нечистой силы.

 

В праздник Крещения вода считается священной. Древнее представление о воде как исцеляющем средстве выражалось в том, что освященной водой лечились от болезней. Некоторые даже купались в реке, мыли руки, лицо. Окунались в реку и те, кто был ряженым, чтобы смыть грехи, нажитые во время Святок.

 

После Святок и Крещения начинался свадебный период. Он завершался Масленицей.   А далее наступал Великий пост —  до Пасхи.

 

 

 

Новый год к нам мчится...

Сценарии

 

 Видео Новый год 2007-2008 год

 

  Видео Новый год 2008-2009 год

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»